Блог Дмитрия Сидоревича Как начать и развивать свой малый бизнес с большой прибылью

Как проводить собеседование 7

Дата: 3 июля 2014 Рубрика: Делегирование Комментарии: 5 комментариев

Как проводить собеседованиеПриветствую вас, борцы за лучшую жизнь, на страницах блога www.sidorevich.ru !

Продолжаем прокачивать себя в умении проводить собеседование. Напоминаю, что мы пока еще рассматриваем анкету А, которую вы может скачать здесь, и напоминаю, что самая первая статья из этой серии вот эта: Вопросы на собеседовании – искусство выбирать

Итак, не будем медлить и продолжим исследование — подходит ли нам тот или иной кандидат, анализируя его ответы на очередной вопрос анкеты: «Данные о родственниках».

Как проводить собеседования, работая с полученными данными о родственниках

Это один из последних вопросов. Он достаточно сложный для кандидата и по трудоемкости, и психологически.

«По трудоемкости» потому, что нужно напрячься и вспомнить года рождения, написать адрес проживания, номер телефона, кем родственник работает. Это достаточно много информации, которую человеку нужно держать в голове, чтобы прямо на собеседовании указать ее в анкете.

«Психологически» потому, что тяжелые 90е годы закрепили у многих людей нелюбовь к сообщению любых данных о себе и родственниках. Причем если сейчас социальные сети как-то уже привили иммунитет и миллионы людей пишут о себе на всеобщее обозрение чуть ли не самые интимные подробности своей жизни, то близких и родственников как-то еще стараются беречь и «не сдавать».

Поэтому вопрос «Данные о родственниках» помещаем ближе к концу анкеты, когда кандидат уже довольно долго посидел и покорпел над ее заполнением, начиная с легких пунктов. Здесь включается эффект который можно описать такой фразой: «Если я прождал автобус 15 минут, почему бы не подождать еще немного». Вот и заполняет данные до конца, чтобы не пропали труды от заполнения предыдущих пунктов.

Интересно, что больше остальных напрягаются по поводу объема затребываемой анкетой информации, нанимаемые на низовые должности кандидаты – сторожа, офис-менеджеры. Или на базовые специалисты: столяр, слесарь. Те, кто претендует на должность на главного бухгалтера, директора, специалиста по финансам – сразу понимают, что к чему и заполняют без вопросов. А вот рабочие порой задают вопросы типа «Зачем вам все это?».

На это я совершенно серьезно отвечаю, что мы работаем на ЦРУ и эти данные переправляем в Вашингтон. Секундное ошеломление... примерно вот так это выглядит

продолжение собеседования

потом вместе смеемся/улыбаемся и дальше анкета дозаполняется уже без вопросов. Можете прямо слово в слово говорить эту фразу. Срабатывает безотказно.

Какую же пользу для себя мы получаем из этих данных?

Очень большую:

1. Если человек устраивается к вам на работу с лукавым «интересом» что-то утянуть, то видя такой подход, видя, что данные его родственников попадают к вам, сто раз подумает, прежде чем навредить или что-то украсть. Нет, совершенно понятно, что, скорее всего вы не будете как-то преследовать его родственников за него. Но сам факт того, что они узнают о нехорошем поведении своего родного человека, очень многих отрезвляет.

2. Кстати, так же иногда можно получить «инсайдерскую» информацию.
Вы получаете телефоны близких его родственников. Очень часто эта информация выручает в экстренных случаях. Например, нужно срочно связаться с работником, когда он на выходных. А телефон он потерял, отключил, не оплатил, не услышал. Звоните тут же его жене, ребенку и вот он уже на связи.

Пример из жизни. Звонит мой клиент (у него фирма занимается мувингом – переездом квартир и офисов) своему грузчику и не может дозвониться. Звонит его жене (телефон-то в анкете есть). Она в гневе отвечает, что: «Пришел, свинья, еле живой, пьяный и сейчас валяется — спит». А завтра тому выходить на работу. При этому у них четко письменно оговорено, что за 24 часа до выхода на смену никакого алкоголя.
Собственно это был последний звонок этому грузчику в качестве работника. На следующий день его рассчитали. Зато он не дискредитировал всю фирму перед клиентом на следующий день «ароматным выхлопом».

Так что, как видите, зная как проводить собеседование, вы сможете обезопасить себя от потери клиентов.

3. Иногда вовремя узнается интереснейшая информация о месте работы ближайших родственников.

Помню случай, когда у меня с коллегами в конце 90х работал проект «Телемагазин». Захожу как-то рано утром в офис, за полчаса до начала рабочего дня. В офисе только сторож и оператор, принимающая заказы клиентов по телефону. Вдруг, слышу, зажужжал сетевой принтер и начал печатать. Ну ладно, мало ли – думаю – вдруг девушке нужно пару листов себе распечатать для курсового или диплома там... Но принтер печатает и печатает. Через 3 минуты я озадачился и пошел проверить, что происходит. Подхожу – вижу, что принтер распечатывает базу данных по клиентам за целый год. Остановил принтер. Стал разбираться. Сисадмин доложил, что все сделано в соответствии с политикой безопасности – копирование на внешние носители (флешки, СД-диски) блокировано, передача данных по сети наружу – блокирована, печать принтера заблокирована с 19.00 до 8.30. Значит, кто то отправил данные на печать в этот период. Принтер задание на печать принял, но исполнять не стал. Дождался 08.30 и включился в работу.

проводим собеседование выявляя шпионов

Подозрение пало на нескольких человек. Но кому из них это надо? Подняли анкеты. И тут натыкаюсь прямо носом в анкете на место работы мужа оператора – ОБЭП (Отдел по Борьбе с Экономическими Преступлениями) края. Вызвал оператора на беседу, сказал, что все знаю и предложил написать заявление об увольнении. Конечно на 100% не был уверен, но пошел ва-банк. Смущенно поулыбалась, заявление написала.

Тогда практиковались вот такие «разводы». «Оборотни в погонах» незаконными путями (без официальной проверки, без решения суда, без возбуждения уголовного дела) старались вытянуть из фирмы финансовую отчетность, чтобы проанализировать ее и постараться найти «косяки». Если коски нашлись, то затем выходили на контакт и приглашали на встречу. После этого происходила неофициальная встреча в неофициальной обстановке (так данные были добыты так же неофициально) и предпринимателю делалось предложение, от которого невозможно было отказаться.
В нашем случае в распечатанной отчетности таких косяков не было, но зная, что у тебя работает сотрудник, который непрерывно мониторит фирму в пользу оборотней… Как то неправильно это всё.

Вобщем хорошо то, что хорошо кончается, а для вас, я надеюсь, этот пример очень хорошо объяснил пользу заполненной анкеты А.

Кстати, вот еще вспомнил случай. Он был уже не такой драматичный как этот. Как-то принимал на работу главного бухгалтера. Увидел в анкете, что ее муж – важный чин в одном из «предохранительных органов». Угадайте с одного раза – получила ли та кандидат у нас работу? Причины те же.
Времена, конечно, меняются и сейчас все же гораздо меньше коррупционного и бандитского беспредела, который процветал в 90х. Но «береженого Бог бережет» (русская народная пословица).

родственники президента

Мини-загадка — родственники какого президента тут присутствуют? ;-)

4. В процессе проведения собеседования вы узнаете, где живут родственники претендента на вакантное место. Бывает, что, условно говоря, кандидат пишет, что живет в Бутово, а родители на Рублевке. Неплохой повод для беседы, правда?

5. Опять же, таким образом вы уточните кто именно проживает вместе с кандидатом. Если с ним проживает теща, то это тоже повод поговорить. Если у человека «прорвет нарыв» и он начнет выкладывать все обиды, которые нанесла ему «мама жены» © («Уральские пельмени»), то у вас будет хороший повод прикинуть – нужен ли вам человек с таким обременением. Если его пилят и напрягают дома, то это означает две вещи, как минимум:

а) Человек будет приходить на работу морально неотдохнувшим, а то и еще хуже – загруженным,
b) Если человек не может выстроить отношения с тещей, а вы берете его на должность, предусматривающую коммуникации с клиентами, то… сами понимаете.

юмор на тему как проводить собеседования

«Мамы всякие нужны...»)))

Вы скачали анкету А? Если нет – скачайте и еще раз внимательно посмотрите на мелкий текст в первой колонке таблицы «Данные о родственниках». Обратили внимание на «имеющие большое значение в личной жизни»? Теперь смотрите на список, который сделал кандидат, еще и через призму этого параметра. Если человек не указал родителей – между прочим аккуратно поинтересуйтесь о них – живы ли, как у них здоровье. Если живы, то поинтересуйтесь (тоже очень аккуратно), почему они не имеют большого значения в личной жизни. Можете не в прямую, а косвенными вопросами. Это в любом случае нехороший признак. Если имела место драма – развод, алкоголизм одного или обоих родителей – высокий шанс, что человек получил психологическую травму. Если имело место неправильно воспитание и человек относится к своим родителям как к «предкам», которые ему должны по жизни, то не сомневайтесь – к вам и вашей организации он будет относиться еще хуже.

Ну вот примерно такая картина по тому, что можно извлечь из вопросов по родственникам.

Мы рассмотрели очень важный предфинишный блок вопросов о близких родственниках. В следующей статье по плану остались «завершающие штрихи», которые только на первый взгляд выглядят банальными.

Если вы еще не ознакомились с предыдущей статьей из это серии, то она здесь: Как проводить собеседование 6

Самая первая статья из серии «Как проводить собеседование», здесь: Вопросы на собеседовании – искусство выбирать

Пожалуй, по анкете А остается написать еще одну статью. Заходите на мой блог почаще, скоро допишу и опубликую.

 

 

К записи "Как проводить собеседование 7" 5 комментариев

  1. Ольга:

    Мне, например, по жизни скрывать нечего, никаких «скелетов в шкафу» не имею, но подобный распрос меня бы тоже озадачил, потому что я четко разграничиваю личную жизнь и работу. Обычно у работодателей это было плюсом, поскольку я не требовала входить в мои семейные положения, не отпрашивалась по своим делам и не жаловалась никому на жизнь. Конечно, позицию фирмы можно понять, она защищает свои интересы, но переступать какие-то личные границы, по моему мнению, не следует. Адреса-пароли родственников можно указать на случай ЧП на работе, если с работником что-либо случится.

  2. андрей князев:

    Статья наводит на мысль, что если данные о родственниках попадут в плохие руки. Ведь сейчас много или большинство информации хранится в компьютерах, а как я понял из статьи бывают сотрудники, у которых слишком любопытные родственники. И какая гарантия, что информация останется внутри офиса? Ответ прост,никакой.Поэтому люди и боятся давать любую информацию о близких.

  3. Михаил:

    Дмитрий, спасибо, с интересом прочел. С точки зрения психологии — согласен, что из информации о родственниках можно понять, что из себя представляет кандидат. «Скажи мне, кто твой родственник, и я скажу, кто ты» (перефразированная пословица).

    Однако как быть с правовым аспектом? Написав информацию о родственниках, я тем самым разглашаю их персональные данные, а этого делать я не вправе (если, конечно, предварительно не запасся соответствующими письменными согласиями от папы-мамы, бабушки-дедушки). В Трудовом кодексе тоже нет обязанности предоставлять информацию о родственниках (и, соответственно, это не может лечь в основу отказа в приеме на работу).

    Понятно, что правовой перфекционизм это верный путь к увольнению, но всё же! ;)

  4. Петр:

    Спасибо за интересную и информативную статью. Согласен со всем, что было написано выше. У каждого есть такой страх, так что все мы проходим это в первый раз. =)

  5. Александра:

    Благодарю за интересную и информативную статью. Абсолютно согласна с тем, что некоторых напрягают вопросы о родственниках — человек сразу чувствует себя незащищенным, что ли?

    Несомненно, cправки о ближайший родственниках несут в себе больше информации, чем может показаться на первый взгляд.Тем более, особое внимание стоит обращать на то, полная семья или нет, стабильная ли и т.д. В дальнейшем это обязательно скажется на работе выбранного кандидата.

Оставить свой комментарий

Наверх