КАК НАЧАТЬ и РАЗВИВАТЬ СВОЙ НЕБОЛЬШОЙ БИЗНЕС с БОЛЬШОЙ ПРИБЫЛЬЮ
Часто предприниматели «проседают» на простых очевидных вещах. Сейчас расскажу об одной из них. Навеяло предыдущим постом о том, как отбирать на собеседовании подходящих людей.
Вот вопрос, о который ломают копья многочисленные «бизнес-гуру»: позволять ли работнику проявлять инициативу или его следует зажимать в жесткие рамки инструкций?
Чтобы подготовить вас к восприятию моего отношения к этому вопросу – расскажу древнюю буддийскую притчу...
«Два монаха прогуливались по монастырскому саду, вдруг один из них увидел улитку и раздавил её.
Другой возмутился, посчитав, что его спутник не прав. Чтобы разрешить свой спор, они пришли к настоятелю.
Настоятель выслушал сначала первого монаха, и тот объяснил:
— Я раздавил улитку потому, что это вредитель, который поедает нашу монастырскую капусту, над выращиванием которой мы все трудимся в поте лица.
— Да, ты прав, — сказал настоятель.
— Но ведь улитка — это живая тварь, убивать которую — грех, возразил другой.
— Да, и ты прав, — ответил настоятель.
Тут подошел третий монах, который слышал весь разговор, и он тоже обратился к настоятелю:
— Как же так, отец, и одному и другому ты говоришь, что они правы, но ведь так не может быть, что они оба правы!
— Да, и ты тоже прав, — произнес настоятель.»
Я точно не настоятель, но мой ответ такой: правы обе стороны – нужно позволять работнику проявлять инициативу и при этом он должен быть зажат в жесткие рамки инструкций.
Объясню этот «коан» после того, как приведу аргументы «воюющих сторон».
Вот аргументы сторонника жестких инструкций. Привожу прямо его живую речь:
«Когда принимаешь на работу людей, если ты принимаешь творческих личностей, то твой бизнес сразу дохлый. Он мертв, он обречен. Когда ты делаешь какую-то систему развернутую, тебе нужно принимать винтики. Берешь человека, даешь ему прописанный бизнес-процесс, инструкцию. Он читает и через два дня он все может. Если он не может, ты его выпинываешь тут же, жестко.
Что такое бизнес-процесс? Там описано все. Скажем, покупатель в твоем магазине подходит к кассе. У кассира должна быть четкая инструкция, которая выглядит, как комиксы. Там нарисовано, на что должен быть направлен ее взгляд, где лежат покупки, как улыбаться и что говорить, вплоть до того, как прокатывать карту – это должно быть не просто написано, а и написано, и плюс картинка-фотка. Комиксы должны быть. Так должны быть прописаны все инструкции для работников. Для того, чтобы любой человек был быстро взаимозаменяем.
Если ты строишь бизнес как-то по другому – он сдохнет. Если ты собираешься собрать команду творческих, креативных – тебе хана. Если ты не можешь заменить любого в любой момент – тебе хана. Ну в смысле твоему бизнесу. Ты конечно будешь жить долго и счастливо, а вот бизнесу твоему хана. Это жесткая, суровая, печальная правда.
Почему выживает Макдональдс? Wallmart? Почему они продают франшизы по всему миру? У них ВСЁ прописано. Вплоть до цвета туалетной бумаги.
А текучка кадров в ритейле знаешь какая? До 130%! Ритейл знаешь что такое? Это сети розничных магазинов. Почему такая текучка? Потому что работа там тяжелая. Упор приходится делать на гастрабайтеров. Русские не хотят быть на такой работе.
Скажу больше — в сетевых магазинах нет и не должно быть директоров. Есть управляющий магазином. У которого тоже есть свой комикс. В нем может быть гораздо меньше картинок, но и там прописан каждый его шаг. Не должно быть творчества.»
Ну что тут скажешь? Это слова человека, годовой оборот которого в 2012 году составил 180 миллионов долларов. Человека, которому уже под 50 лет и всю свою жизнь он занимался предпринимательством. Со школьной скамьи.
И я с ним согласен. Жизнь подтвердила. У меня у самого в 90х была курьерская фирма. Доставляли по всей России, но упор был на Москве. Вот тогда я понял, что такое инструкции. Как только у курьеров и менеджеров «включалось» творчество, получалось, что мы попадали на деньги. И каждый раз приходилось говорить: «Люди, не выдумывайте! Есть инструкции. Делайте как в инструкции! Всё!». Об этом я кстати рассказывал уже здесь.
А каковы же аргументы противоположной стороны? Тех, кто призывает всячески поощрять творческую инициативу своих подчиненных?
Слушайте, но тоже серьезные!
Американцы любят проводить исследования на бизнес-темы. Тратят на это миллионы долларов. Видимо окупается. Так вот в книге Адама Гранта «Брать или отдавать», в которой он приводит результаты множества исследований, есть такой любопытный момент: «Когда большинство сотрудников компании являются лишь послушными исполнителями, властность и напористость могут быть вполне уместны. Однако если сотрудники проявляют творческую активность, предлагают новые способы изготовления пиццы и ее доставки, то авторитарный стиль себя не оправдывает. Если сотрудники компаний подходили к своему труду творчески, то авторитарность руководства приводила к снижению доходности на 14 процентов по сравнению с теми компаниями, где стиль руководства был не таким жестким.»
И они тоже правы. Вот вам и притча в руку. Так в чем же дело?
А дело в одном нюансе. Про который никто не говорит. По крайней мере, нигде в бизнес-публикациях я об этом не встречал упоминаний. Только намеки.
Так вот, ваша задача, как предпринимателя и руководителя, если вы хотите выжить в бизнесе, ЗАКЛЮЧИТЬ ТВОРЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ В УПРАВЛЯЕМЫЕ И КОНТРОЛИРУЕМЫЕ РАМКИ. Поясню в виде инструкции, что это означает:
Вот так это и сращивается – творчество и порядок. Только так можно выжить. Напоследок заострю внимание, на том факте, что многие предприниматели неправильно относятся к инструкциям как к чему-то косному, жесткому.
Если не понимать пользы инструкций и не работать с ними, то так и будет. И пользы от них будет меньше. А иногда и вред может пойти. На самом деле инструкции, это живой документ. Мы никогда не предусмотрим всего в жизни. Постоянно возникают новые ситуации. Фиксируйте их тут же в инструкции, а до сотрудников доводите письменным приказом под подпись об ознакомлении с нововведением. Так, месяц за месяцем, инструкции (а следовательно и эффективность действий ваших работников) будут совершенствоваться, принося вам прибыль, упрощая вам жизнь, экономя ваше время. Обо всех этих эффектах инструкций, техпроцессов я уже рассказывал тут.
На этом все.
Кто согласен и кто не согласен – комментарии внизу к вашим услугам. Понравился пост – лайкните на значки соцсетей.
С одной стороны, я согласна, что четкие инструкции помогают сотруднику сориентироваться, когда он только начал работать в новой организации. Инструкции способствуют избежанию конфликтных ситуаций между работодателем и сотрудником: сделал все как положено, по инструкции. Не нравится? Дорабатывайте свои регламенты. Но это касается должностей, где думать особо не надо, как раз ритейл и т. п.
С другой стороны, есть работа, где требуется творческий подход, и ни в какие рамки его не загонишь. Как мне кажется, в такой работе нужно делать упор не на инструкции «как выполнить», а на максимально конкретное описание описание конечного желаемого результата — «что выполнить». А способы выбирает уже исполнитель.
На самом деле нет такого творческого подхода, который нельзя зарегламентировать с пользой для дела. И программисты Google и дизайнеры Артемия Лебедева руководствуются в своей работе жесткими копроративными инструкциями. Это факт.
Я считаю, что творчество сотрудников можно иногда и поощрять, но все должно быть в разумных пределах. Если не вести контроль подчиненных за исполнением указанных инструкций, то они могут сами невзначай или специально воплощать свои творческие идеи и задумки в реальность. От этого могут быть самые разные последствия — то позитивные, то еще хуже, чем было. В любом случае это подрывает авторитет начальника и фирмы. Поэтому сотрудники должны свои идеи регламентировать, по моему мнению, в письменной форме, согласно инструкции.
Есть разные виды деятельности. В некоторых из них нужно пользоваться только инструкциями, а некоторые виды наоборот, предполагают творческий подход. Я конечно сторонник инструкций и прямого их исполнения. Склад характера у меня такой. Я даже когда в магазин иду или еду готовлю например, сильно раздражаюсь фразам «купи какое-нибудь печенье», «килограмм-полтора», «сыплю на глаз», «варить до готовности». Неужели трудно сказать купи то и то, 450 грамм и килограмм, кинуть пол столовой ложки, варить 20 минут и т.д. Поэтому и в работе я придерживаюсь инструкций конкретных и всяческие отступления от них людьми пресекаю. Но есть у меня знакомая, у которой офис по страхованию жизни и здоровья. Так к ней никакие инструкции не применимы. Там на тебя поток сознания льется бушующей рекой. И ни разу не видел, чтобы она повторялась в действиях или фразах. И процветает ее бизнес без всяких инструкций.
Андрей, а кем там работает Ваша знакомая? Она босс или менеджер? Мало информации, чтобы сделать выводы. Один мой знакомый процветал до последнего момента, пока его не упрятали в СИЗО на тему мошеннического банкротства. И кто бы мог подумать!
Я бы все же ориентировался на длительные подтвержденные успешние примеры. Макдональдс, Wallmart, Toyota и так далее.
Не знаю, я «за» авторитарный стиль управления. Никогда не работала на руководящих должностях, но уже понимаю, что демократия в работе не лучший способ управления персоналом. Из своих 7 трудовых лет 5 работаю на государственной службе, там есть четкие приказы и инструкции для поступков в тех или иных обстоятельствах и правило «начальник всегда прав». Мне так легче работать. Видимо, я ведомая, мне легче исполнять, нежели проявлять самодеятельность.