КАК НАЧАТЬ и РАЗВИВАТЬ СВОЙ НЕБОЛЬШОЙ БИЗНЕС с БОЛЬШОЙ ПРИБЫЛЬЮ
Всем привет! Нормализация звука не проблема для того, кто умеет пользоваться Audacity даже на самом начальном уровне.
Начнем с определения.
Нормализовать звук — это, по простому говоря, так обработать его в аудиоредакторе, чтобы было приятно слушать, а именно:
Насколько это важно? Очень важно! Хорошее видео с плохим звуком – деньги на ветер. Видео «рулит» в интернет-маркетинге. Продаете ли вы через свой интернет-магазин, продвигаете ли свои услуги через сеть, строите ли корпоративный сайт, стремитесь раскачать свой канал в Youtube - везде нужно уметь сделать приличное видео. Но видео-то видео, а если у вас звуковое сопровождение будет тихое, глухое, с шумами, другими дефектами, то считайте, что вся работа насмарку. Никто такое видео далее 10 секунд не станет продолжать смотреть.
Сразу скажу, что если вы уповаете на свою суперсовременную дорогую профессиональную видеокамеру, то это напрасно. Шумы-то она запишет даже лучше чем смартфон. Так что на 100% «вытянуть» звук первоклассным «железом» не получится.
Профессионалы пользуются для этого звуковыми редакторами. Берут отдельно аудиодорожку и правят ее. В этом посте я научу вас, как пользоваться Audacity для нормализации звука.
Почему именно Audacity? Потому, что это:
Ну, давайте начнем.
Из этой статьи вы узнаете:
Содержание
Способов — масса. Чтобы не загромождать пост второстепенными подробностями, вкратце расскажу всего про три. Выберете удобный для себя.
Первые два пункта подробно объяснять не стоит. Там все совершенно несложно, но если будут проблемы – пишите, объясню.
Вот на видеоредакторе остановлюсь поподробнее. В смысле как извлечь звук из видео с его помощью. Видеоредакторов тоже очень много. Я пользуюсь одним из самых популярных – Sony Vegas.
Копируем отснятое видео из смартфона на компьютер.
Открываем видеоредактор.
Через меню Файл – Открыть открываем видеофайл.
Теперь кликаем по кнопке Просчитать как...
и выбираем формат сохраняемого файла mp3. Нажимаем на Custom…
и выбираем параметры сохранения. Рекомендую выбрать Моно, битрейт 128 kbps и частоту 44 100 Hz.
Выбираем папку сохранения и желаемое имя сохраняемого mp3 файла.
Все аудиодорожку мы отдельно сохранили и теперь начнем нормализовать звук. Я распишу все пошагово.
На записанном звуке могут оказаться пики-выбросы по громкости. Если их не уменьшить, то они здорово раздражают или могут даже оглушать. Это может быть и кашель, и внезапно громко передвинутый стул, сигнал рядом проезжающей машины и так далее. Поэтому:
Кликаем по области управления свойствами дорожки левой кнопкой мышки и тем самым выделяем всю дорожку
Затем идем в меню Эффекты-Hard Limiter… и ставим вот такие параметры
Кликаем ОК. Готово.
Обычно запись с микрофонов, смартфонов, диктофонов получается тихой для того, чтобы ее прямо вот в таком виде выложить в виде видео на ютюбе. Значит нам нужно поднять громкость звука. Но желательно сделать это так, чтобы звук был поднялся, но не выше заданного предела. Для этого применяется плагин Нормировка сигнала. Он увеличивает громкость, но так, что максимальная амплитуда – фиксированная. Для этого идем в меню Эффекты-Нормировка сигнала… Ставим в окошке -3.0 db.
Жмем ОК. Смотрим результат.
Продолжаем пользоваться Audacity для нормализации звука и на этом шаге освоим плагин Компрессор… Обращаю ваше внимание, что обрабатывать дорожку нужно именно в таком порядке пошагово, не путая и не перескакивая. Для чего нужен Компрессор…? Компрессор усредняет, уменьшает разницу между самыми тихими и самыми громкими участками. Бывает, человек говорит в микрофон то громче, то тише и при слишком большой разнице слушать такую запись некомфортно. После обработки компрессором, громкость голоса становится более ровной, без скачков.
Итак идем в Эффекты-Компрессор… Ставим вот такие же параметры
и жмем ОК. Радуемся результату.
Как бы хорошо ни обрабатывал звук Компрессор, у его алгоритма тоже есть недостатки и при определенных условиях он снова выделяет пики. Чтобы избежать этого, еще раз обработайте дорожку плагином Hard Limiter…, только ставьте уровень не -10, как в первый раз, а -2.0 db.
Вот вобщем и всё. В большинстве случаев этих 4 шагов достаточно. Теперь рассмотрим более сложные случаи, а именно:
Для этого применим простой плагин Усиление сигнала. Он действует как ручка громкости. На этом этапе применение его оправдано, так как звук уже прогнан через Нормировку сигнала… и Компрессор… и в целом представляет собой выровненную без скачков диаграмму. Только, как видите она глобально разная на больших участках. С таким «раскладом» предыдущие плагины не всегда хорошо справляются и поэтому вот сейчас исправим это руками. Замечу, что такая ситуация бывает нечасто.
Итак, выделяем ту часть звуковой дорожки, где уровень сигнала явно ниже. Идем в меню Эффекты-Усиление сигнала… и подбором уровня усиления добиваемся выравнивания фрагментов аудиодорожки по громкости. Посмотрите на видео, как это происходит.
Обратите внимание, что сейчас я буду объяснять как бороться именно с непрерывным фоновым шумом. Если вдруг во время непосредственно записи кто-то кашлянул, чихнул, что-то упало – это все не фоновый шум и если есть желание его убрать, то делать это нужно другими способами. А сейчас мы будем убирать именно фоновый шум. Итак, чтобы убрать шум из аудио, нужно найти на аудиодорожке участок тишины, выделить его и внимательно прослушать. Желательно, чтобы он содержал только ровный фоновый шум, без щелчков и других «выпадающих» или выделяющихся кусочков. Чем лучше мы подберем такой фрагмент, тем качественнее программа справится с зачисткой всей аудиодорожки.
Для этого визуально выбираем на диаграмме участок с нулевой или около того амплитудой и выделяем его мышью. Кликаем на кнопку Play в панели кнопок Audacity и внимательно слушаем. Если на фоновом шуме есть другие единичные звуки, то стараемся найти и выделить фрагмент без них.
Найдя наилучший фрагмент, выделяем его. Идем в меню Эффекты-Удаление шума-Создать модель шума.
Затем выделяем всю дорожку. Идем в меню Эффекты-Удаление шума. Оставляем вот эти параметры
Единственный параметр, с которым можно поэкспериментировать, это Подавление шума. Самое первое поле. Советую оставаться в пределах 12-24 db. Если сделать ниже 12, то шум может снизиться совсем незначительно. Если сделать выше 24, то могут появиться искажения на оставшихся участках со звуком.
Смотрим видео, где я все это делаю:
Делается это через меню Файл-Экспортировать… Обращаю ваше внимание, что через меню Файл-Сохранить проект… вы сохраните аудиозапись именно в формате Audacity и только. Для того, чтобы сохранить в формате mp3 или wav нужно пользоваться именно Экспортировать… Далее все просто. Выбираете желаемый тип файла. Если необходимо – кликаете Параметры… и задаете нужные параметры. Например, если вы делаете экспорт в mp3, то вы сможете выбрать через Параметры качество звука. Рекомендую не делать его ниже 80 кбит/с и выше 128 кбит/с. Это для голоса, конечно. Если вы писали музыку и вам необходимо максимальное качество звучание, то можете поставить даже 320 кбит/с. Имейте только в виду, что чем выше битрейд (это качество звука), тем большего размера будет получаться итоговый файл.
Итак, из этого поста вы узнали как пользоваться Audacity в части нормализации звука.
Дополнено в декабре 2018 г. — Эта статья написана в 2014 году. За прошедшие 5 лет, к концу 2018го, накопился опыт, выявились тонкости и приемы, которые:
Здравствуйте.
Дмитрий не могли бы объяснить, почему первым шагом hard limit идет именно в минус десять а не больше или меньше ?
При таких значениях практически нет никакого ущерба для звука ?
Я вообще этот алгоритм правки купил у парня, который работал на ТВ. Они там ТАК правили. И я так правлю звук на своих роликах уже лет 5.
10 дб оптимальный шаг для разных уровней. Пользуйтесь.
Дмитрий Здравствуйте.
А как Вы смотрите на то чтобы добавить дополнительно к этим эффектам эквалайзер и деэссер, особенно для обработки голоса. Если их добавлять то в самом конце или можно где то расположить между некоторыми эффектами описанными здесь ?
Можно, конечно, но я изначально делал алгоритм под себя. А у меня с шипящими звуками и тембрами голоса больших проблем нет. Поэтому и не занимался эквалайзером и деэссером.
Здравствуйте! Дмитрий а если голос изначально записался нормальной громкости. То при обработке все равно первым шагом нужно поставить hard limit в -10 ? но ведь снизятся не только пики, но и общая громкость, а это в свою очередь не отразится на качестве звучания при дальнейшей обработке, где дальше идет нормализация, компрессор и hard limit ?
Пробовать нужно. Дело-то минутное.
А как Вы относитесь к тому, чтобы после обработки сделанной здесь, когда аудиодорожку мы помещаем в видеоредактор, при необходимости уменьшать громкость нашей аудиодорожки в самом видеоредакторе при необходимости если она звучит намного громче оригинального видео ?
Без проблем. Надо — уменьшаю.
Как редактировать одну дорожку отдельно, если в программу загружено несколько? (время начала у всех разное, нужно было подтянуть в одну точку). Теперь, что я ни делаю, применяется ко всем дорожкам. Не хочется удалять остальные из проекта, т.к. потом загружать долго. Можно ли как-то сделать остальные "невидимыми", на время?
Это можно так yadi.sk/d/xqvAWzPRjFqDcg. Буду благодарен за приобретение мини-курса sidorevich.ru/mini-kurs-n...ka-audacity-2018
Дмитрий Здравствуйте.
А как смотрите на то чтобы поэкспериментировать с настройками компрессора, например поменять соотношение, порог, поставить галочку на учитывать маленькие пики, Вы наверняка тестировали ?
С такими настройками работали люди на телестудии. Оттуда и взял. Решил оставить их как оптимальные.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как поднять высокие частоты в аудиозаписи? А то звук глуховат, т.к. запись делать на видеокамеру.
После обработки описанной здесь, а лучше здесь нужно «погонять» через эквалайзер.
Дмитрий а если к примеру нужно вырезать низкие частоты, то это тоже лучше делать ПОСЛЕ обработки указанной здесь, а не ДО ?
Возьмите от трека кусочек в полминутки и сделайте экспериментом сначала ДО, потом ПОСЛЕ. По идее, ДО должно сработать лучше.
Здравствуйте.
Дмитрий а вот этот Ваш способ обработки звука например если его использовать для обработки голоса, чтобы потом его накладывать например для закадровых озвучек, сериалов мультфильмов фильмов спортивных трансляций, в принципе должен подойти ?
Конечно
А есть ли у Вас к примеру еще какой-нибудь способ другой для обработки голоса, было бы интересно посмотреть, или используете всегда этот прием ? И как я понимаю для нормальной обработки речи эквалайзер вовсе и не обязательно использовать, особенно если в нем не разбираешься ?
Всегда этим пользуюсь. Только сейчас по новой более качественной схеме . Эквалайзер нужно использовать только если писали звук на совсем уж плохие устройства.
Как быстро перейти к определенному времени в вашем проекте:
— Убедитесь, что панель инструментов выбора активирована. Если это не так, включите его через меню View-Toolbars-Selection Toolbar.
— Введите время под «Selection Start»
— Дважды нажмите пробел.
Курсор переместится в выбранное вами местоположение.
Здравствуйте, Дмитрий. Спасибо за статью — помогла. Подскажите. как перейти к определённому (по времени) месту к записи вводом тайминга с клавиатуры? Спасибо
Никогда не требовалось. А зачем?
Прослушиваю запись, отмечаю проблемные места таймингом. Потом в Audacity перехожу к проблемные местам и корректирую. Ответ на свой вопрос нашел на англоязычном форуме. Спасибо
Отлично! Киньте сюда ответ. Может кому-то ещё пригодится.
Доброго времени суток!
Скажите, реверберацию (если нужна)когда лучше добавлять, на каком этапе нормализации звука?
Спасибо!
В самом конце.
Дмитрий Здравствуйте.
Вы говорили что: Качество голоса может пострадать из-за неправильно подобраного уровня Нормировки сигнала. Переподберите и все будет ОК
А какое еще кроме -3,0 Вы например и срабатывало хорошо, или лучше например ставить -0,4 чтобы было больше места для компрессора ?
Я пробую. ± в обе стороны. Смотрю результат. Перед обработкой удаляю "выбросы" (кашель, удары). Так лучше.
При записи в Audacity с синтезатора ямаха 434 очень громко басы и еле слышно саму мелодию. Та же запись при воспроизведении на самом синтезаторе звучит как надо уровень громкости одинаковый у аккомпанемента и мелодии. Есть ли возможность в Audacity уменьшить басы и поднять громкость мелодии.
Не очень понял КАК Вы записывали. В любом случае, в Audacity есть возможность придавить басы. Меню Эффекты — Басы и ВЧ...
Пробуйте.
Но если Вы все инструменты сводили на одну моно или стереодорожку, то за результат поручиться невозможно.
Дмитрий Здравствуйте.
Скажите пожалуйста, а этот способ обработки голоса подходит только тогда когда голос записан на какое нибудь слабое устройство типа телефона или диктофона ? подойдет ли он например и для любых других типов микрофонов конденсаторных студийных и так далее ?
Конечно. Тут не только поднимается звук. Он еще выравнивается и чистится.
А вот применение лимитера в начале на -10 дб это никак не сказывается на качестве голоса в дальнейшем или это просто как понижение громкости в начале ?
Лимитер убирает пики. Качество голоса может пострадать из-за неправильно подобраного уровня Нормировки сигнала. Переподберите и все будет ОК
Дмитрий а какое ещё значение в нормировке сигнала кроме -3.0, Вы считаете оптимальным ? мне в принципе -3,0 подошел, я записываю на конденсаторный микрофон дома, может Вы ещё используете ещё какие-нибудь значения ?
К пункту "Извлечь звук из видео. Способов — масса" — но почему-то не упомянут самый простой: открыть видеофайл при помощи Аудасити; она экспортирует звук.
Тут ещё уместно было бы обратить внимание на то, каким кодеком закодирован звук в видео и при дальнейшей обработке (к примеру, для последующей вставки в то же видео, т.е. замены исходного звука обработанным) и при рендеринге, по возможности, использовать тот же кодек.
Давно пишу голос под минуса этой прогой, куча плагинов, но обработка и компрессор у меня внешние. Програмой только выравниваю звук и очищаю. Результат превосходный.
Спасибо за отличную статью! Подскажите, а можно через эту программу сгладить речевые дефекты, а именно шипилявость?
Теоретически. Если где-то подбирать замещающие звуки в нужной тональности и сочетании. И подмешивать их, вместо дефектных. Я бы не взялся. Нужно либо специализироваться на этом, либо какая-то другая программа.
Добрый день! А подскажите, что делать, если пишу звук сразу с компьютера и звук этот — речевой синтезатор. В записи получается металлический оттенок — что-то среднее между голосом робота и объявлениями Левитана. Как обрабатывать такую запись, чтобы голос звучал более "человечно"?
Не сталкивался с такой задачей. Не знаю. Поспрашивайте поисковик.
здесь наверно нельзя вести запись нескольких треков одновременно
Большое спасибо за статью! Очень познавательно!
В новой версии программы другой фильтр — Limiter. Чтобы добавить Hard Limiter надо установить набор плагинов (фильтров) SWH ("LADSPA").
Спс!
здравствуйте Дмитрий.Во первых благодарю,помогли разобраться...И вопрос...я объединила несколько музыкальных треков в один аудиофайл(в другой программе)а в аудасити сменила темп уже этого готового файла...но так как темп у самих треков разный( чуть чуть),то заметна разница и в готовом аудиофайле.Можно ли как то выравнять в аудасити до одинакового темпа этот файл?
Теперь только нарезать на куски разнотемповые. Руками-ушами выравнивать. И снова склеивать. Если там было «чуть-чуть», то работа неслабая будет.
Дмитрий, подскажите, вы откуда скачивали программу Audacity? В сети много ресурсов предлагают ее для скачки, но есть наверно официальный сайт?
Вот их оф. сайт www.audacityteam.org
Как убрать перегрузку, и как выровнять громкость звука? А то припев всегда получается громче, что естественно. На сцене микрофон подальше и всё гут. Здесь такое не проходит.
Если записалось с хрипами, то уже ничего не исправишь. Пишите сразу с пониженным уровнем. Перед записью тестируйте, чтобы не получалось перегрузок.
Что касается выравнивания, то всё в этой статье описано.
Добрый день. У меня вопрос относительно лимитер. В моей версии программы 2.1.1 limiter не вижу вообще. Компьютер Mac.
Вот по Мас-ам я не в курсе. У меня версия 2.0.5. Вот Hard Limiter joxi.ru/VrwpG7ESO76Q0m?d=1
Ребята, нашла лекарство —
удаляете программу, заново ставите
в терминале mac пишете-
xattr -r -d com.apple.quarantine /Applications/Audacity/
тогда программа начинает видеть плагины и лимите и другие
Подскажите, пожалуйста, какой фильтр в аудасити применить, чтобы в конце трека часть трека была продлена немного и эхом шла, затухая. Пробовала фильтр Задержку и смену темпа, но получается скачками, а надо плавно.
Спасибо!
Я тоже не встречал в Аудасити такой возможности, чтобы плавно.
не могу использовать Hard Limiter делаю все так как у вас в видео,но этот эффект не выбирается
Выложьте скринкаст в ютюбе и ссылку мне.
скачала программу Audacity,но у меня в окне где убирать шум только три позиции,а у вас 4...и вместо "удалить шум" написано "подавление шума"может версия не та?подскажитепожалуйста
У меня вот такая версия joxi.ru/a2X7jBzI105gEm?d=1
Можете поставить такую же себе.
Там в Удалении шума вот такой интерфейс joxi.ru/4AkZXKgSyNElx2?d=1
Скажите как улучшить в программе звучание, старой композиции? Я хочу сделать типа ремастеринг треков.
Так сделайте все операции по указанному в статье алгоритму. Должно помочь.
Спасибо за статью! Пригодилась!
Спасибо, пользуюсь этим материалом второй раз для обработки звука с диктофона. Сэкономил много времени и сил.
Опция Gain (громкость)(регулятор слева от трека) и эффект Amplify (усиление)
А в чем разница в действии этих функций ? Я понимаю, что эффект можно применить к участку трека, а Gain — ко всему треку. Ну а по сути в чем разница ? Ведь термины Gain и Amplify означают одно и тоже:
http://whatis.techtarget.com/definition/amplification-factor-gain The amplification factor, also called gain , is the extent to which an analog amplifier boosts the strength of a signal . Amplification factors are usually expressed in terms of power
Ну так Вы на свой вопрос сами верно ответили.
Подробная инструкция. Только все это делаю в Вегасе, в плане звука он не уступает аудисити, а возможность все делать в одной программе экономит время.
Интересный пост. Всегда интересовало как убирают посторонние шумы, иногда даже пытался но ничего не получалось. Описано все очень доходчиво, я бы даже сказал что слишком просто. Дома есть пару видео с концертов, нужно попробовать привести их в нормальный вид.
Автор довольно таки хорошо вник в работу Audacity. И что самое главное дал подробную пошаговую инструкцию пользования аудиоредактором.
Ведь верно, хороший звук, всегда очень важно. А как сделать звук хорошим, как использовать аудиоредактор, мало кто знает. Здесь же, все детально и доступно расписано. Хорошая, познавательная статья. Мне, думаю пригодится. Спасибо автору.
Нормализовать звук с помощью Audacity оказалось очень удобно. Убрал таки по этой схеме фоновый шум. Результат отличный.